Форум масштабных моделистов

Миниатюра в слепом масштабе
Текущее время: 28 мар 2024 12:57

Часовой пояс: UTC+02:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 39 сообщений ]  На страницу Пред. 1 2 3
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 11 мар 2018 01:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Еще до кучи похожий фургон на ГАЗ-ААА
Изображение

и далее про ПАФ-ы, не для радиосвязи, но в порядке размышлений об происхождении фургонов
Те, которые в автобусных кузовах по типу ГАЗ 05-193 пока не обрабатывал, но по крайней мере можно сказать что часто встречаются узкие окошки, поднятые ближе к крыше.

По фургонам на ГАЗах возникает ощущение что надстройки сделаны по одному (или очень похожему) техзаданию:

Изображение Изображение Изображение Изображение Изображение
Пары, вид спереди:
Изображение Изображение

Весьма схожи, но обшиты деревом:
Изображение Изображение

Снова металл, и есть что-то общее, но имеет скругленные углы кузова:
Изображение

Картинки в основном опять же из треда по спецтехнике с RCForum (ссылка выше)


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 16:57, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 мар 2018 13:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
В порядке осознания где какие станции были - документ с "Память Народа"

Схема радиосвязи 29 А
Схемы. Период с 17.08.1941 по 17.08.1941 г.
Архив ЦАМО, Фонд 208, Опись 2511, Дело 61
Автор документа: 29 А, полковник Новгородкин
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=111331984

Изображение
на схеме в середине - РУК, а вокруг фигурируют радиостанции 5-АК, 11-АК, РСБ, РБ, РАТ, РАФ.


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 16:57, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 мар 2018 16:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2007 16:29
Сообщения: 228
Откуда: г. Минск РБ
Ivan_Podgornov писал(а):
1. про унифицированные кузова - фургон для ГАЗ-АА с колесной аркой похоже был стандартным для ряда машин... Т.е. это уже похоже на заявку на КУНГ v1.0 :-)

По хронологии появления похоже, что разрабатывали его для первого поколения санитарных машин в начале 30-х. Потом в силу относительной простоты производства и универсальности его применили и в других областях, заменив разве что двустворчатую входную дверь одностворчатой. Был, правда, у него существенный недостаток - высокий центр тяжести (деревянный каркас и дощатая обшивка весят немало), что потребовало установить его непосредственно на раму машины (без продольных брусьев) и сделать колесные арки.
Цитата:
2. На этом фоне фургон "Двина" выглядит естественным продолжением п.1, совмещенным с перестановкой на ГАЗ-ААА и упрощением нижней части кузова (отказом от колесной арки).

Да, большие хода задней подвески заставили этот кузов при адаптации к ГАЗ-ААА переделать. А стремление к удешевлению производства привело к частичному отказу от колесных арок и переходу на гладкий пол (наборный пол автобусного типа имел довольно сложную обрешетку из продольных и поперечных брусьев).

Цитата:
При этом внешняя отделка фургона со всех сторон аналогична (горизонтальный набор нижней половины, вертикальный - верхней, передняя стенка вся набрана горизонтально, сзади одностворчатая дверь)
Т.е. условно это КУНГ v2.0

Связисты по ряду причин держались за деревянную обшивку кузова, другие управления РККА, для которых это было некритично, старались заказывать спецтехнику в фургонах с металлической обшивкой. Она была долговечнее, но не все предприятия могли работать с металлом - тем же деревообработчикам доски и фанера были "ближе". Отсюда и разнобой в вариантах машин одинакового назначения. Да и критерий стоимости тоже имел значение - например, трудоемкость (и стоимость) ПМ-5-6 в металлическом вагонном кузове Крюковского завода была ощутимо больше, чем в деревянном, при одинаковом шасси и "начинке".

Цитата:
3. При этом по "Волге" могут быть разночтения - полная станция на ЗИС в другом кузове (и возможно за ним закрепилось это название Волга (КУНГ v3.0 :-) ) ), а РАФ-КВ - вроде как опять же на ГАЗ-ААА и по схемке - в "Двине"

До 1941 года РАФ-КВ выпускалась на шасси ЗИС-6, после прекращения его выпуска была переставлена на ГАЗ-ААА в варианте РАФ-КВ-3. Кузов на схемке напоминает Двину, правда подтверждающих фото нет, но послевоенный вариант РАФ-КВ-5 устанавливали на новое шасси ГАЗ-63 в доработанном кузове Двина. К какому из них прикрепилось название Волга, неизвестно.

Цитата:
Это я к тому, что по мере обсуждения в этом треде я пришел к пониманию казалось бы очевидной мысли - в чем суть радиофургона - это не уникальный "ящик со сказками" для всовывания огромной и неделимой станции, а поиск наиболее рационального (эргономичного) размещения "обвязки", более крупной чем приемно-передающая часть.

Да, обычно "обвязка" (включая экипаж и устройства электропитания) занимала гораздо больший объем и вес, чем сама рация, и проблема ее размещения применительно к советским реалиям обычно сопровождалась ограниченностью выбора массовых шасси.

_________________
С уважением, Вадим Шибирин.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 11 мар 2018 20:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2007 16:29
Сообщения: 228
Откуда: г. Минск РБ
Ivan_Podgornov писал(а):
В порядке осознания где какие станции были...
на схеме в середине - РУК, а вокруг фигурируют радиостанции 5-АК, 11-АК, РСБ, РБ, РАТ, РАФ.

Наглядно показана система связи и роль радиоузла РУК: смена - 5 радистов на приеме, один слушает радиосеть генштаба, 2 - радиосети связи с подчиненными дивизиями, 2 мониторят, что в этих дивизиях творится (обстановку в полках). К узлу подсоединены передающие станции, и дежурный радист, приняв радиограмму, тут же может отстучать "квитанцию" о приеме, не вставая с места. И штабистам легче, все исходящие радиограммы несут в РУК, не путаясь, какой передатчик в какой сети работает (а они могут и меняться для радиомаскировки).

_________________
С уважением, Вадим Шибирин.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 14 мар 2018 15:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Цитата:
В порядке осознания где какие станции были - ...

Продолжение

Для справки - условные знаки на схемах связи из брошюры "Служба Связи" 1941 года и пример с циферками
Изображение Изображение Изображение Изображение
Наиболее интересны знаки "треугольник на колесиках с молнией вправо-вверх" = "автомобильная радиостанция"(Хотя на схемах более позднего периода колесики часто не рисуются), как кандидаты на выбор прототипов в целях моделирования.
В кружках с аналогичной молнией - переносные радиостанции. поскольку характерного носителя не имели - подробно не рассматриваем.
В квадратах - приемники.

Тип радиостанции как правило указан внутри треугольника, но если не уместилось - вовне. Встречаются такие надписи
РСБ
РАФ
РАТ
5 (5-АК Призма)
11 (11-АК)
100 или V-100 (лендлизовская станция, встречается как автомобильная (в треугольнике), так и переносная (в окружности))
РБ или РБМ
12 (12-РП)
C (Север)
399 (SCR-399)
264 (SCR-264)
СЦР 299 (SCR-299)
СЦР (какая-то из лендлизовских станций SCR)
8WSA
Бухта
11англ


Схемы приведу в основном на интересующий период с 1943 года, чтобы оценить распространенность различных типов станций

Схема радиосвязи 14 Армии на период
Схемы. Период с 18.04.1942 по 18.04.1942 г.
Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 479
Автор документа: военинженер 1 ранга Евдаков
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=262189534
Изображение

Схема радиосвязи 19 Армии в исходном положении
Схемы. Период с 23.04.1942 по 23.04.1942 г.
Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 127
Автор документа: полковник Медведев
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=262187057
Изображение

Схема радиосвязи 4 Ударной Армии на 1.4.43
Схемы. Период с 01.04.1943 по 01.04.1943 г.
Архив ЦАМО, Фонд 213, Опись 2002, Дело 796
Автор документа: генерал-майор войск связи Бабкин
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=262128286
Изображение

Схема радиосвязи 2 ТА
Схемы. Период с 19.01.1944 по 19.01.1944 г.
Архив ЦАМО, Фонд 307, Опись 4148, Дело 245
Автор документа: 2 ТА, полковник Смолий
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=133020744
Изображение

Схема радиосвязи 32 Армии по состоянию на 5.7.42
Схемы. Период с 05.07.1944 по 05.07.1944 г.
Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 455
Автор документа: полковник Никифоров
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=263295323
Изображение


Схема организации радиосвязи 2 Уд. А
Схемы. Период с 22.08.1944 по 22.08.1944 г.
Архив ЦАМО, Фонд 309, Опись 4073, Дело 450, Документ 22
Автор документа: 2 Уд. А, полковник Бахилин
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=154026923
Изображение

Схема радиосвязи 3 А
Схемы. Период с 12.09.1944 по 12.09.1944 г.
Архив ЦАМО, Фонд 46, Опись 2394, Дело 718, Документ 1342
Автор документа: 3 А, генерал-майор Мишин, подполковник Николаев
Наименование операции: Наступательные действия армий левого крыла 2-го Белорусского фронта. 22.8-2.11.44 г.
Изображение

Схема организации радиосвязи на наступательную операцию 14-й Армии
Схемы. Период с 21.09.1944 по 21.09.1944 г.
Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 1512
Автор документа: полковник Екимов
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=263304939
Изображение

Схема радиосвязи штаба 7 ВА на 7 октября 1944 г.
Схемы. Период с 07.10.1944 по 07.10.1944 г.
Архив ЦАМО, Фонд 214, Опись 1437, Дело 2245
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=263343295
19441007_sv_7va_00000137.jpg
Изображение

Схема радиосвязи 8 А
Схемы. Период с 12.10.1944 по 12.10.1944 г.
Архив ЦАМО, Фонд 344, Опись 5554, Дело 1026
Автор документа: 8 А, полковник Мужев А.
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=113386988
Изображение Изображение


Не считал, но по впечатлениям, из средних станций 90% - РСБ, далее идут РАФ, 11-АК, 5-АК, потом все остальные.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 14 мар 2018 21:13 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Возвращаясь к напечатанному..

Есть такая будка, собранная похожим на "Двину" образом
- налицо вертикальное членение фургона на нижнюю и верхнюю части (хотя вагонка идет в других направлениях)
- ящики, вероятно под ЗИП, под кормой фургона, идентичные РСБ-Ф (там судя по документации в одном ящике - для автомашины, в другом - для агрегата питания)
- окно на фронтальной стенке прижатое к крыше (над оборудованием ?)
Хотя не заметно никаких признаков антенны или клемм.

на ГАЗ-ААА
Изображение Изображение Изображение Изображение

на ЗИС-5
Изображение Изображение

Данных о габаритах конечно не имеется, но будка выглядит соразмерной стандартным бортовым кузовам носителей
(судя по каким-то найденным проекциям для ГАЗ это 2515 x 1950, для ЗИС 3150 x 2150, то есть будки хоть и похожи внешне, могут различаться габаритами)

В качестве одной из версий выступает машина связи.
В попытках идентификации фургонов-кандидатов на радиомашины сделал нарезку из справочников, процитирую упоминания ГАЗ
взятых с сайта "Радиомузей Валерия Громова", http://rkk-museum.ru/documents/archives ... html#spr-w

1-42-01 Краткий справочник по радиостанциям, применяемым в авиации. // Управление военных воздушных сил Красной Армии. М., 1942. (60 стр., 2.7МВ)
http://rkk-museum.ru/documents/archives ... -42-01.pdf
Справочник содержит краткие сведения об авиационных и наземных радиостанциях советского производства от РСИ-4 до РСБ-Ф и РАТ, а также об иностранных авиационных радиостанциях - английской TR-9D и немецких FuG X, FuG VIIa и FuG XVII.

11-AK
Смонтирована в двух автомобилях ГАЗ-АА: в одном автомобиле приемо-передающаяя аппаратура, а в другом - силовая часть
Антенно-сетевое устройство радиостанции состоит из мачты высотой 20м, поддерживаемой пятью ярусами оттяжек, и противовеса из четырех лучей по 20 м каждый


1-43-01 Справочник по войсковым и танковым радиостанциям. / Глава 1-А. Общевойсковые радиостанции. // Главное управление связи Красной Армии. М., 1943. (104 стр., 20.2МВ)
http://rkk-museum.ru/documents/archives ... -43-01.pdf
10. РСБ-Ф
обычно в другом кузове, и с жалюзями для генератора. тут наверное можно не рассматривать

11. Радиостанция РКС обр 1942 г.
Радиостанция размещается в одной машине ГАЗ-ААА или ГАЗ-АА
Радиостанция состоит из передатчика, приемника, автомобильного агрегата питания с механизмом отбора мощности от автомобильного двигателя, выносного агрегата питания и антенного устройства.
(прим. из этого можно предположить, что для «выносного агрегата питания» не предусматриваются вентиляционные жалюзи, в отличие от описанного монтажа РСБ-Ф с двигателем, приспособленным для работы внутри фургона.)
Антенны
Радиостанция имеет три антенны: 4-м штырь, 8-м телескопическую мачту-антенну и 15-м наклонный луч с противовесом. Штырь предназначен для работы радиостанции на ходу автомашины; телескопическая антенна применяется при работе в автомашине на стоянке, а также при выносе радиостанции для работы вне машины. Наклонный луч используется преимущественно для радиосвязи на большие расстояния и для работы радиостанции в укрытии.
(в данном случае - носители для 42 г не характерны)

12. РАФ-КВ, РАФ-КВ-бис и РАФ-КВ-3 (отличается от РАФ тем, что длинноволновый диапазон у нее отсутствует, в связи с чем конструкция и схема радиостанции значительно упрощены )
(прим. Оригинальный РАФ установлен на ЗИС-6, в данном случае - оффтоп. нам нужен упрощенный)
Радиостанция размещается в автомашине ГАЗ-ААА (в то время как полный РАФ – на ЗИС-6)
Антеннное устройство состоит из 10-м дюралюминиевой или дерявянной мачты с подвешиваемым на ней вертикальным лучом; противовесом служит корпус автомобиля.
(единственный имеющийся у меня рисунок для РАФ-КВ изображает кузов аналогичный стандартному для РСБ-Ф)

13. 11-AK обр 1933 г.
Радиостанция состоит из передатчика, приемника, кварцевого стабилизатора и электросилового агрегата и антенного устройства.
Все имущество радиостанции размещается и монтируется в двух специальных кузовах, смонтированных на шасси автомобилей ГАЗ-ААА или ГАЗ-АА
(прим. про питание - в составе основной агрегат - двигатель Л-6/2, для зарядки аккумуляторов - Л-3. То есть если это спецкузов, то на нем должно быть жалюзей еще больше чем на фургоне РСБ-Ф)
Антенное устройство. На станции применяется два типа антенных устройств. Основной антенной является выносная аннна-мачта высотой 20 м, составляемая из семи дюралюминиевых колен длиной каждое 2,6 м и деревянного основания той же длины. Противовесом служат четыре луча длиной по 20 м каждый, расположенные на высоте 2,5 м над землей.
Для работы на ходу и на месте (до развертывания) применяется антенная автомобильного типа, состоящая из двух горизонтальных лучей, поднимаемых над кузовом автомашины на высоту от 0,1 до 4 м.
(прим. т.е. вероятно дополнительная антенна похожа на применяемую для 5-АК с Т-образными стойками)
Вариант 11-АК-М1: .. антенны-мачты высотой 15 м, состоящей из пяти кольчугалюминиевых колен (… далее как у основной версии, с лучами по 15 м)



Остальное либо совсем маленькое (и не требует спецкузовов) либо большое (и монтируется на ЗИСах), например РАТ и РА
5-АК тоже не включил, ибо жирновато для оной выглядит, да и антенна была бы заметна.

Помимо радиостанций в качестве версий выдвину:
- РУК (по справке может быть на ГАЗ-АА)
- Фото или другая лаборатория (узкие окна, прижатые к верху)
- вспомогательная/агрегатная машина к какому-то специализированному оборудованию, например пеленгатору.


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 17:00, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 19 мар 2018 13:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
- За автобусом стоит ГАЗ с будкой, вероятно машина с приемо-передающим оборудованием 11-АК
- За ним ГАЗ-А с антеннами 5-АК
- За ним - вероятно агрегатная машина 11-АК(клемм нет, но виднеется тент-шторка по передней стенке будки)

Изображение


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 17:00, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 28 мар 2018 22:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Еще один фургон а-ля Двина, но
- окно на передней стенке по центру
- на правом боку - лючок
Изображение

клемм на передней стенке будки не заметно. площадки для работы с антенной тоже.
печная труба - на том же месте что у "стандартной" РСБ-Ф, а вот велик на крыше скорее всего нештатный..
касательно бокового лючка - я бы предположил что за ним - щиток для кабелей.


Взято отсюда http://www.tigerscorner.ru/index.php?topic=883.375


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 17:00, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 15 апр 2018 00:05 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Нашел пример состава отдельного батальона связи на начало войны

Сведения о боевом и численном составе 102 обс на 22 июня 1941 года
Сведения. Период с 22.06.1941 по 22.06.1941 г.
Архив ЦАМО, Фонд 1230, Опись 1, Дело 13
Автор документа: 102 обс, капитан Старушинский
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=134752721

из рассматриваемой техники в наличии:
5-АК: 3 шт
11-АК: 1 шт
РСБ: 2 шт
РУК: 1 шт


Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 39 сообщений ]  На страницу Пред. 1 2 3

Часовой пояс: UTC+02:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 260 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB