Просуммирую основные пункты из данного треда, чтобы упростить новые итерации.
Совсем серьезным моделистам вряд ли понадобится, но коллекционерам для abibas сборки поможет ускорить процесс.
1. Историческая вводная
В данном случае машина рассматривается в составе РККА второй половины ВОВ, где, по всей видимости, в основном использовалась в роли арттягача корпусных орудий МЛ-20, А-19.
Для обозначенного периода это предположительно: Армейский артиллерийский полк, штат №08/110, Пушечный артиллерийский полк РГК, штат №08/11
По данным Военного департамента США по Лендлизу было поставлено 172 шт с 1944 г.
То есть, в контексте воспроизведения РККА, образец заслуживает внимания на артиллерийской полке с соответствующей артсистемой на буксире.
Видимо все 4 фотки интернета уже есть тут в треде.
2. Прототип
2.1 Модификации.
На уровне гипотезы, для понимания эволюции и определения требуемой комплектации:
Небольшая справка по последовательности выпуска отсюда:
http://olive-drab.com/idphoto/id_photos_m5_hst.phpThe M5 High Speed Tractor (HST) was standardized in October 1942 and manufactured by International Harvester from May 1943 through May 1945 when the M5A1 superseded it.
- The main distinction of the M5A1 vs M5 was an enclosed cab similar in style to the M4 High Speed Tractor.
- The M5A2 and M5A3 were M5 and M5A1 units with upgraded suspension systems, produced after World War II. The original vertical volute springs (from the M3 Stuart light tank) were changed to a horizontal volute design, since vertical volute springs cannot be satisfactorily damped.
- The M5A4 is equivalent to the M5A2 but with additional storage capacity in cabinets that run along both sides above the tracks.
и отсюда:
http://www.maquetland.com/article-phototheque/639The first T 20 was shipped to Aberdeen Proving Ground (APG) in April 30th 1942 and after successfully completing test he was transferred to Fort Bragg in June 27th 1942
The first production model serial number 503 was issued in may 21th 1943 and production began for 24 months
At the end 5290 HST will be build
M5 13 tons HST soft cabin
M5A1 13 tons HST Cabin close may 1945 589 produce since the end of WW2
M5A2 and A3HST After W2 update with adoption of horizontal volutes suspension system M5A4 M5A4 M5A3 with additional stowage boxes added on the sides
Эта классификация не объясняет вариации в рамках исходной модели М5, существенные как с точки зрения фотоматериала так и модели, а поскольку более подробные материалы не попались, выводы сделаны сугубо эвристические:
- изначальная модель, описанная в мануале имеела полностью брезентовую складную крышу
Все фотки, относящиеся к РККА и большинство американских, которые могут быть отнесены к периоду ВМВ отражают именно эту версию.
- с мая 1945 начался выпуск М5А1 с металлической кабиной и полным ветровым стеклом.
- еще позже с введением горизонтальной подвески из М5 появился М5А2, а из М5А1 -> М5А3
- затем из М5А2 добавлением дополнительных ящиков появился М5А4.
Фоток М5А2 сходу я не нашел, но его наследник М5А4 имеет характерный апгрейд "крыши" - жесткую заднюю секцию с кольцом под пулемет.
Вероятно к этому же времени относится апгрейд оставшихся М5 в виде оснащения такой же жесткой крышей.
С жесткой секцией крыши есть такое наблюдение
- сначала появилась крыша с низким бортом, при этом для усиления продольной жесткости были добавлены снаружи на борта накладки
- потом вместо накладок сделали высокий борт, увеличивающий жесткость собственно крыши.
тут появляется гипотеза – в мануал попала некая «ранняя» модель, унаследованная с М5, а серийные машины оснащались новой крышей и может быть одновременно они стали ставиться и на М5.
В итоге, приемлемой видится версия, что большинство волкараундов и модель Хасегавы относятся к более позднему периоду и к рассматриваемому эпизоду службы в РККА отношения иметь не могут.
А в нашем случае на наиболее собирательный образ претендует машина ранних выпусков без металлоконструкции
В большинстве случаев (~7 из 10 фотографий) тент снят, стекло чаще опущено и зачехлено. Что как бы иллюстрирует как большинство машин выглядело в конкретный момент времени (правда почти на всех фотках – теплое время года)
Поэтому
1. ищем материалы (фотки, ТМ и волкараунды) на модель с чисто брезентовой крышей
2. спиливаем с модели признаки жесткой крыши, в первую очередь усилительные косынки на бортах.
- Фотки прототипов соответствующих периоду:
viewtopic.php?f=1&t=6126&start=15#p204429- Волкараунды перечислены тут:
viewtopic.php?f=1&t=6126&start=15#p204419Поскольку ссылки имеют тенденцию отмирать чаще чем перевозят технику, то надежнее выглядит идентификация по локации, позволяющая загуглить.
Для нашего случая неплохо сохранился образец тут: USA, WASHINGTON , FORT LEWIS, Fort Lewis Museum
- Тech Manual
Повторю из поста Илияна с восстановлением ссылок, т.к. это самая полезная графика.
3. Модель
Изображает раннюю модель с послевоенным апгрейдом, но большая часть усилий требуется для преодоления врожденных косяков/упрощений.
Основные замечания:
- По прикидкам и впечатлениям в габариты попадает, но точно не мерял. Тут серьезных изменений не планируется
- Самый грубый элемент - радиаторная решетка. сзади - слишком грубо, боковые части вообще плоские.
- Передняя панель имеет заметно искаженный облик ниш фар и "балкона" ног водителя.
- "лишние" для нужной модификации накладки на бортах
- отлитый на капоте шанцевый инструмент
- переразмеренные детали лебедки
- грубые виниловые гусеницы, воспроизводящие нехарактерный для поставляемой в СССР техники тип трака.
4. План
4.0 Решаем что делать с радиаторной решеткой.
Если заменять, например как в моем случае - натянутой на железные дуги сеткой от липтона, то заранее делать все вырезы в корпусе, подгонять вентилятор, глушитель.
Тут подробно повторять смысла нет, в треде есть картинки. Но имхо, для модели стоящей на полке с пушкой на прицепе этого можно и не делать - не настолько видно.
Также имеет место быть обратное мнение: - В идеале, нужен движок с трансмиссией, выпиливать весь зад с двигательным отсеком, потом зашивать подходящей сеткой. (C) Спиридонов Павел.
Про материал сетки тут писали: плоская штамповка из листового железа, Лист-просечка в простонародье
4.1 Кабина
- сточить верхние грани боковых и передней стенок до приемлемой толщины. В оригинале по верху идет уголок, но не такой толщины как в пластике
спинки сидений можно не срезать. кроме передних (из-за фар) обратить внимание на внутренние передние углы (стык бортов и фасада)
- удалить столбы - основания стоек крыши. нам их не надо
- срезать с внешней стороны бортов косынки усиления опор крышис головками болтов снаружи. При этом болты крепления спинок сидений оставить. Учесть толщину.
восстановить головки болтов креплений спинок сидений
- на передней панели поправить (на глазок) форму нижней части балкона скальпелем, особенно справа - нужна округлая форма
- опустить ниши фар. например зашпаклевать верхнюю часть, высверлить где надо, поставить заглушку сзади, высверлить и вклеить фары
- Лобовое стекло или доработать (сделать тонкую рамку, установить бочонок дворника) или зачехлить в сложенном состоянии
- Оформить дверцы отсека центральных сидений (позади водителя) и ящик для тента над отсеком. уложить тент в сложенном состоянии. Это надо процарапать до приклейки.
- Ручки на дверях, корпусе и кожухе кабины намечены пузырями. Хорошо бы заменить на скобы, но мне ловкости не хватило - слишком мелко.
- рычаги водителя заменить
4.2 Корпус остальное
- Бампер: рассверлить с торцов, передний буксирный крюк из набора не нужен, т.к. нехарактерный для рассматриваемого периода.
- Лебедка: боковые кронштейны утоньшить, остальное переразмерено слишком сильно, проще переделать (фотки см в треде)
- Шанцевый инструмент отлит вместе с корпусом, надо или переделать, или прорезать канавки для визуального отделения ручек от корпуса. для последнего варианта фотки в треде, меня результат вполне устроил.
- крылья: утоньшить заметные края, скорректировать форму боковой части по фоткам.
- буксирный крюк: если предполагается цеплять пушку, то лучше сделать из проволочки.
4.3 Ходовая
для эстетов - заменить полностью, для коллекционеров - сойдет.
- ведущая звездочка: заострить зубцы, ибо они какие-то круглые. уменьшить толщину изнутри. примерить по ширине гусеницы, при необходимости сточить.
- опорные катки оставить вращающимися - будет проще красить бандажи
- выступы над осями опорных тележек в оригинале длиннее чем на модели
- Бортовая "рельса" изготовлена из швеллера, желательно обработать торец соответственно
- гусеницы замкнуть (я делал горячей отверткой) и покрасить в разные подходящие цвета, как это модно
- бортовые панели не приклеивать по инструкции, иначе сложно будет делать провис и окраску гусеницы.
проще собрать детали ходовой на них отдельно, покрасить (в т.ч. часть изнутри)
- одеть гусеницы, верхние ветви прижать двумя штырьками, например из литника, подкрасить.
- все доступные прилегания к каткам подклеить ПВА/ContactaClear или суперглюком. тогда точно ничего топорщиться и бросаться в глаза своей полиэтиленовостью не будет. фотки выше.