Форум масштабных моделистов

Миниатюра в слепом масштабе
Текущее время: 07 июн 2020 05:09

Часовой пояс: UTC+02:00




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 39 сообщений ]  На страницу 1 2 3 След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 13 фев 2018 21:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Попробую разобраться со средствами связи на автомашинах.
Само оборудование не особо интересно, речь идет о характерной автотехнике, предназначенной под это железо.

Начать пожалуй стоит с РСБ-Ф, по штатам начинается с уровня бригады
Насколько понимаю, это первая в порядке увеличению размеров станция, потребовавшая выделенного и заодно специализированного носителя (хотя и с сохранением опции раскидывания по джипам, телегам, саням и т.д.)
Краткая справка:
Изображение

Цитата (и скрин ниже) из книги "Транспорт Красной Армии в Великой Отечественной Войне":
Телефонно-телеграфная станция. Предназначалась для связи в армейских сетях, сетях
бронетанкового соединения, Военно-воздушных сил. Работала в дуплексном режиме. РСБ-Ф
являлась автомобильным вариантом авиационной радиостанции РСБ.
Производители: Завод №43 Наркомлеса, г. Иваново, Горьковский радиозавод №197 им. В.И. Ленина
Заказчик: Главное управление связи РККА
Изображение Изображение
Из описания можно предположить что Завод №43 Наркомлеса мог быть причастен к изготовлению этих характерных кузовов, возможно не только под РСБ-Ф
В целях визуальной идентификации можно обратить внимание на следующие черты
- Нижняя часть фургона обшита горизонтальной вагонкой, верхняя - вертикальной
- В заднем левом углу будки установлен генератор, для него сзади и на борту предусмотрены жалюзи, либо позже задвижка.
- В задней стенке одинарная дверь по центру, открывается влево. под дверью подножка
- В боковых стенках, ближе к передней части - по одному окну
- В передней стенке, ближе к левому борту - окошко
- Крыша фургона, по всей видимости, обшита железом
- Под задней частью кузова с обоих сторон - ящики
- В некоторых случаях между подножкой кабины и кузовом заметен грязеотбойный щиток.

Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение

Тут от всей конструкции видно только окошко на передней стенке кабины, но является пруфлинком сохранения техники до 1945 года.
Изображение

Как коллега подсказал в соседнем треде - тут представлена РСБ-Ф выпуска после 1943 года.
В задней части вместо жалюзей - задвижка
Изображение

Назначение машины другое, но в кузове ощущается рука того же мастера
Изображение

Видимо ранний образец. а может другая станция
Изображение

Для иллюстрации состава оборудования - методичка по размещению в волокушах
Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение
Изображение Изображение Изображение Изображение

Думал было купить набор Зебрано под это дело, но хорошо что увидел картинку собранной модели:
Изображение Изображение
Фургон уж слишком сильно не похож на те фотографии оригиналов, которые попались мне (и наоборот из 50 других будок на газонах я не нашел похожих на модель).
В частности напрягает слишком крупная расшивка досок. а также форма передней стенки фургона, окон и крыши.
При цене > 1200 рублей (на Газике с УМовскими колесами) мне показалось что лучше выпилить самостоятельно.

Но в любом случае, в пополнение экспозиции это главный кандидат. Буду прикидывать как разметить детали.


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 16:47, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 13 фев 2018 21:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
РУК

Пока не смотрел где положены эти машины, но раз картинки встретились - приведу, может кто увидит знакомые черты и добавит еще.

Цитата (и скрин ниже) из книги "Транспорт Красной Армии в Великой Отечественной Войне":
Самоходный узел проводного вещания со станционным и линейным радиооборудованием,
осуществляющий прием, усиление и передачу программ звукового вещания. Предназначался
для работы на аэродромах, командных пунктах, в войсковых соединениях.
Варианты: РУК-37 – с 4-мя приемниками
РУК-42 – с 5-ю приемниками нового образца
Заказчик: Главное управление связи РККА
Выпуск: с 1937 года
Поставки в РККА: 346 шт. (1942-1945)

Шасси ГАЗ-АА; ГАЗ-ААА
Одновременное вещание До 3 передатчиков
Экипаж, чел. 6
Радиопередатчики 5АК, 11АК, РАФ, РСБ
Радиус действия телефона, км 20-25
Радиус действия телеграфа, км 50

Изображение
С учетом упоминания шасси ГАЗ-АА и поставки вполне товарного количества 42-45, можно предположить, что идентификационная картинка весьма условна и в принципе машина могла выглядеть совершенно по другому.

Однако для конкретно этого образца обращает на себя внимание стиль исполнения надстройки весьма схожий с каноническим обликом носителей РСБ-Ф

Изображение
похоже что дверь двухстворчатая, судя по петлям справа.
Изображение


Update 2018-02-19:
Посмотрел еще фотки машин с подобными будками (понятно что это не может быть уникальным признаком, но для первичного отбора - лучше чем ничего),
на части из них просматривается Т-образная антенна станции 5-АК Призма (про собственно нее - позже),
что согласно описанию из книги соответствует комплектации РУК

Изображение Изображение

На этих антенну не видно, но будка похожа
Изображение Изображение Изображение

В данном случае похоже оборудование изъято, отверстия на передней стенке фургона заглушены
Изображение


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 16:48, всего редактировалось 2 раза.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 13 фев 2018 21:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Радиостанции большой мощности

Доклад о материально-технической обеспеченности, укомплектованности и боевом составе 2 ТА
Период с 17.11.1944 по 17.11.1944 г. Архив ЦАМО, Фонд 307, Опись 4148, Дело 241
https://pamyat-naroda.ru/documents/view/?id=136222185
Страница 65, Первая строчка, видим "Радиостанции большой мощности (РАФ, СЦР-299, СЦР-399)" по 1 штуке в ТК и МК и 7 штук в отдельном полку связи
Изображение

На картинкам первым попался SCR-399
Скрины снова из книги "Транспорт Красной Армии в Великой Отечественной Войне":

Изображение Изображение Изображение

Похоже такой же прицеп, на этот раз у ремонтинков:
Изображение

Упоминания по теме:
https://military.trcvr.ru/2016/04/13/радиостанция-scr-299scr-399scr-499/
http://www.rkk-museum.ru/WWII/WWII-3/WWII-3_4.shtml

Об объемах: http://www.rkk-museum.ru/WWII/WWII-3/LL_USSR_List.shtml
178 SCR-299 Mobile HF Station, 2-20 MHz, 400W. R/B SCR-399
2,092 SCR-399 Mobile HF Station, 2-20 MHz, 400W
225 SCR-499 No-Shelter Version of SCR-399, 2-20 MHz, 400W


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 16:49, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 19 фев 2018 21:52 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
5АК "Призма"
Тут описание и картинки: http://rubej.at.ua/forum/28-422-1

Изображение Изображение

На одном антенна точно есть, на втором - кажется
Изображение Изображение

и скрины из фильма
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

Фотки машин с такой же антенной, но с будкой - включил в предыдущий пост про РУК.
Конечно это все на уровне гипотез, но мне для целей моделирования выявить кандидатов вполне позволяет


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 16:49, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018 15:07 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2007 16:29
Сообщения: 227
Откуда: г. Минск РБ
Ivan_Podgornov писал(а):
РУК

Пока не смотрел где положены эти машины...

Выпуск: с 1937 года
Поставки в РККА: 346 шт. (1942-1945)

Армейские и корпусные радиосети, т.е. должны встречаться в корпусных батальонах и армейских полках связи. Однако в довоенных штатах мехкорпусов их нет, в ведомостях 1944 г. в графе "Положено" они также отсутствуют. Поэтому реальные объемы их выпуска и применения определить пока затруднительно. Но например, заказ НКО промышленности на 1940 год составил 25 комплектов на автошасси и 5 стационарных.

Цитата:
Шасси ГАЗ-АА; ГАЗ-ААА

С учетом упоминания шасси ГАЗ-АА и поставки вполне товарного количества 42-45, можно предположить, что идентификационная картинка весьма условна и в принципе машина могла выглядеть совершенно по другому.
Однако для конкретно этого образца обращает на себя внимание стиль исполнения надстройки весьма схожий с каноническим обликом носителей РСБ-Ф

По справочнику 1943 года РУК и выпуска 1937 года, и 1942 года монтировались на шасси ГАЗ-ААА. Однако фото подобных кузовов (с двойными окнами) на шасси ГАЗ-ААА мне не попадались. Равно как и такие кузова на ГАЗ-ММ военного выпуска.

Цитата:
Посмотрел еще фотки машин с подобными будками (понятно что это не может быть уникальным признаком, но для первичного отбора - лучше чем ничего),
на части из них просматривается Т-образная антенна станции 5-АК Призма (про собственно нее - позже),
что согласно описанию из книги соответствует комплектации РУК

При идентификации надо учитывать, что в таких кузовах монтировали также радиостанции 11-АК с антенной аналогичной 5-АК конструкции. И как правило, на шасси ГАЗ-АА.

_________________
С уважением, Вадим Шибирин.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018 21:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Вадим, спасибо за информацию !

В описании комплектности есть непонятки. да и вообще вопрос - они ли это.
Насколько я понял (из того же справочника 1943)
- 1937: 4 приемника 5РКУ и 1 приемник 5РСУ, 1 приемопередатчик 5АК-1 или 5АК-1-М
- 1942: 5 приемников УС-3С и приемопередатчик РБМ.

Про станции, в описании из книги упомянутые как "входящие в состав" (при этом как минимум 2 из них РСБ и РАФ - довольно крупные) там написано следующее:
"С узла возможно вести телеграфную и телефонную работу передатчиками 5АК, 11АК, РАФ и РСБ, подключенными к узлу полевым телефонным кабелем. Одновременно могут манипулироваться до трех передатчиков"

То есть по функциям это, насколько могу судить, что-то типа коммутатора/концентратора, задача которого принять по разным каналам информацию "снизу" и отдать наверх либо через собственный передатчик малой мощности (типа РБМ), либо подключаемый внешний средней (РСБ) или большой (РАФ) мощности.

Штатов нашел мало, из подробных только тбр 010/500-506 и кое где просмотрел по составу. Обозначения РУК тоже нигде не встретил. Возможно вещь либо специфическая, например только для авиации, либо юскейс применения выродился (задачи могли удобнее решаться другими комбинациями оборудования)


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018 21:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Помимо означенных с явно специальными кузовами нашел только пару стилистически подобных:
Изображение Изображение
Остальные эрзац-надстройки над бортовым кузовом, либо грубо сколоченные будки


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 16:50, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 20 фев 2018 22:19 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
И еще фургоны с намеком на радио
Изображение Изображение

Фургон, характерный для монтажа РСБ-Ф плюс заметна Т-образная антенна
Изображение Изображение

Немецкие апгрейды
Изображение Изображение

Справа в дальнем углу - фургон на ГАЗ-ААА со смещенным влево окошком на передней стенке.
Выложил чисто для примера сохранности на поздний период ВОВ
Изображение

Нечто, несущее похожий по стилистике фургон:
Изображение


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 16:51, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 21 фев 2018 11:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2007 16:29
Сообщения: 227
Откуда: г. Минск РБ
Ivan_Podgornov писал(а):
И еще фургоны с намеком на радио

Совсем не намек, а фургоны на базе бортовой машины под монтаж р/с 5АК "Призма". Причем могли быть как фанерные, так и дощатые.
Вложение:
Prizma.jpg
Prizma.jpg [ 107.55 КБ | 4295 просмотров ]

Цитата:
Фургон, характерный для монтажа РСБ-Ф плюс заметна Т-образная антенна

Да, фургон типа "Двина" (разработан под р/с РСБ-Ф - от нее и укоренившееся название), но, как видно из фото, часто использовался под монтаж р/с "Призма". Отличительные признаки "Призмы" - Т-образные стойки антенны спереди и сзади кузова и два изолятора на передней стенке (у РСБ-Ф - только один).

И про РУК:
Цитата:
То есть по функциям это, насколько могу судить, что-то типа коммутатора/концентратора, задача которого принять по разным каналам информацию "снизу" и отдать наверх либо через собственный передатчик малой мощности (типа РБМ), либо подключаемый внешний средней (РСБ) или большой (РАФ) мощности.

Не совсем так. РУК - это машина для создания т.н. радиобюро - группы приемников, работающих в разных радиосетях с возможностью передачи сообщений с рабочих мест через удаленные радиостанции (проще говоря, приемник стоит у радиста на столе и ключ перед ним, а передатчик подключен через кабельную линию). Т.е. входила в состав узла только р/с 5АК (довоенная комплектация) или РБМ (комплектация 42 г.).
Кстати, немцы в справочнике по трофейной технике его изобразили на шасси ГАЗ-АА. Фото в нем весьма напоминают иллюстрации из техописаний той поры, и если немчура не напутала, то такой вариант вполне имел место быть.
Вложение:
D50_13-1943.jpg
D50_13-1943.jpg [ 48.69 КБ | 4295 просмотров ]

_________________
С уважением, Вадим Шибирин.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 21 фев 2018 13:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 13 май 2007 14:02
Сообщения: 2050
Полезная тема. Вот еще ленд-лиз:
радиомашина Шевроле К51
Изображение
Додж WC53 оборудовался рацией
Изображение
Изображение

_________________
Игорь Маслов ☭

Любую можно кашу моровую
Затеять с молодежью горлопанской,
Которая Вторую Мировую
Уже немного путает с Троянской.
Автор: И. М. Губерман


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 21 фев 2018 14:14 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Boonie писал(а):
...
Да, фургон типа "Двина" (разработан под р/с РСБ-Ф - от нее и укоренившееся название), но, как видно из фото, часто использовался под монтаж р/с "Призма". Отличительные признаки "Призмы" - Т-образные стойки антенны спереди и сзади кузова и два изолятора на передней стенке (у РСБ-Ф - только один).

очень любопытно, не слышал пока об обозначениях фургонов. нет ли какой информации почитать ? может еще какие-то типажи имели такие погонялова ?

Конкретно насчет Призмы - если она весит около 50 кг и размещается на одном легковом автомобиле, какой смысл ее втыкать в более дорогой фургон ?
Может в данном случае Призма - не первичное оборудование, а довесок как в РУК ?


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 22 фев 2018 14:38 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2007 16:29
Сообщения: 227
Откуда: г. Минск РБ
гарик М. писал(а):
радиомашина Шевроле К51

База под монтаж радиостанции SCR-299-D.

Ivan_Podgornov писал(а):
очень любопытно, не слышал пока об обозначениях фургонов. нет ли какой информации почитать ? может еще какие-то типажи имели такие погонялова ?

Пока встречались только обозначения типов "Двина" и "Волга" (для РАФ-КВ). Причем толком непонятно, насколько официальными были эти названия, или это просто попытка хоть как-то обозначить типы кузовов, производившихся заводами.
Цитата:
Конкретно насчет Призмы - если она весит около 50 кг и размещается на одном легковом автомобиле, какой смысл ее втыкать в более дорогой фургон ?
Может в данном случае Призма - не первичное оборудование, а довесок как в РУК ?

Вряд ли фанерно-дощатый фургон стоил дороже специального закрытого кузова на шасси ГАЗ-4 (в котором по штату полагалось устанавливать "Призму". Да и выпускать ГАЗ-4 прекратили в 1936 году после перехода на "Эмку". А дополнительное пространство для размещения антенного хозяйства, зарядного агрегата и полного экипажа в 5 человек требовалось. Вот и ставили. РСБ-Ф в возимо-ящичном варианте вполне можно было втиснуть в Виллис (что во время войны иногда делали). Только вот обеспечить многочасовую (чаще всего по условиям службы - круглосуточную) работу станции в эфире в этом случае уже не получалось.

_________________
С уважением, Вадим Шибирин.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 22 фев 2018 23:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
Еще будка в стиле РУК
http://www.kfzderwehrmacht.de/Homepage_ ... az_aa.html
Изображение


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 23 фев 2018 15:30 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2007 16:29
Сообщения: 227
Откуда: г. Минск РБ
Нашел-таки РУК в штатах - в предвоенной моторизованной дивизии (в батальоне связи). Что интересно, на один комплект РУК полагалось 2 машины ГАЗ-АА специальных. А вот под "Призму" спецмашин не положено было - в штате указан просто ГАЗ-АА, но на каждую рацию - по машине.

_________________
С уважением, Вадим Шибирин.


Вернуться к началу
СообщениеДобавлено: 24 фев 2018 20:31 
Не в сети

Зарегистрирован: 11 мар 2012 14:13
Сообщения: 669
с RCForum (ветка про ГАЗ http://rcforum.ru/showthread.php?t=17237 или про спецмашины http://rcforum.ru/showthread.php?t=29242)

Похоже что в стандартный фургон врезана дверь сбоку:
Изображение

Конверсия в продуктовоз:
Изображение

Как мне кажется, причина смещения окна на передней стенке к левому краю в том, что правая сторона предназначалась для высокого стенда с аппаратурой, т.е. основное рабочее место - у правого окна.
См фото (с форума http://rubej.at.ua/forum/28-422-7 ), в комментарии говорится что первое фото это РБС-А (4-РА) - общий вид, второе 12-РП (крупным планом на нее)
Изображение Изображение.
Непосредственно над 12-РП видна черная шторка, а из позднее выглядывает фрагмент наличника окна.
В случае стенда для РБС-А смещение оказалось недостаточным и ящик все равно перекрывает часть окна, но как иллюстрация замысла - вполне подходит.


Последний раз редактировалось Ivan_Podgornov 12 мар 2020 16:52, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 39 сообщений ]  На страницу 1 2 3 След.

Часовой пояс: UTC+02:00


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и 112 гостей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Limited
Русская поддержка phpBB